На сайте ведутся технические работы
Помогать или отказывать в помощи?
Порой мы боимся отрицательной оценки со стороны.
Что тогда делать? Согласиться или отказать?

Представьте себе


Офис. Вы наводите порядок на рабочем столе и собираетесь уходить. У вас есть планы на вечер. К вам подходит коллега и слезно просит помочь ему в решении задачи, потому что у него сложности и дедлайн. Ваши мысли: «Отказать в помощи? Да и что он подумает? А вдруг потом мне понадобится помощь?» И вы соглашаетесь, переступая через себя. Или вы говорите «Нет, не могу сегодня», - и уходите. А потом страдаете от угрызения совести.


Разберем разные ситуации и дадим несколько практических советов.

Почему коллеги просят о помощи?

Причины могут быть разные. Порой коллега действительно «зашивается», но порой кто-то хочет переложить ответственность на чужие плечи или попросту не желает напрягаться на работе. Для того, чтобы получить помощь, коллеги могут использовать давление и манипуляции: «Ну ты же у нас добрая...», «Помоги, пожалуйста и так далее.

Прежде всего, нужно уметь определять приоритеты и отстаивать свои границы. Если у вас много задач, но вы регулярно бросаетесь помогать коллеге, чтобы о вас не подумали плохо, на самом деле, это осложнит вам жизнь: во-первых, у вас сложится репутация безотказного человека, и коллеги начнут этим пользоваться. Во-вторых, помогая другим и регулярно оставляя свою работу на потом, вы впустите в жизнь стресс и тревожность. Как этого не допустить?
Что нужно делать чтобы, отказать
Объясните причину отказа
Если коллега просит вас о чем-то, что вы не готовы сделать в данный момент, поблагодарите его и вежливо откажите, объяснив причину. Очень важно говорить о причине спокойным тоном, а не срываться на эмоции, убеждая просящего в том, как вы хотели бы ему помочь, но не можете, потому что у вас задача X, Y и много планов. И не оправдывайтесь: в этом случае вы оставляете шанс для прессинга.
А если помощи просит руководитель?
Один из вариантов - всегда имейте под рукой список дел либо будьте готовы его написать, чтобы представить руководителю. В случае, если он попросит вас выполнить какую-то незапланированную задачу, вы можете показать ему список дел и спросить, какие из задач могут быть понижены в приоритете, чтобы вы смогли взять новую.
Будьте непреклонны
Если человек не понимает, что для отказа в помощи у вас есть причины, и начинает давить, уверенно повторите свой ответ, всем своим видом покажите, что вы непреклонны.
Еще немного про приоритеты
Когда вы выбираете помощь другому, вы ставите задачи другого человека в более высокий приоритет. Подумайте, что нужно сейчас именно вам: готовы ли вы тратить свое время, силы и ресурсы? И тогда принимайте соответствующее решение.
Помогать или не помогать – вот в чем вопрос...
Помогать по мере сил и возможности. Прежде чем отказать, стоит подумать о последствиях. Нередко можно найти вариант «выигрыш-выигрыш». В отличие от компромисса, здесь выиграют обе стороны. Например: вы помогли коллеге закончить работу над проектом, а коллега в свою очередь закончит проект за вас.

Или, например, если вам дается дополнительное профессиональное задание, которое может повысить ваш статус, дать новый опыт и знания, стоит согласиться: ведь вы останетесь в выигрыше.