На сайте ведутся технические работы
Как выстроить баланс в коммуникации с коллегами?
Введение
Введение
Почему во время рабочих встреч с некоторыми коллегами вы готовы безоговорочно согласиться со всеми утверждениями – лишь бы поскорее закончить, а на других встречах, даже если идут жаркие споры, вы не замечаете времени, и по окончании чувствуете удовлетворенность, хотя не все ваши предложения приняты?
А бывало ли такое, что вы подключались ко встрече, агрессивно отстаивали свою позицию и не давали коллегам слова сказать?

Как ни удивительно, любой сотрудник когда-либо примерял на себя каждую из ролей. Эти роли называются позиции в общении или позиции в коммуникации.
Почему во время рабочих встреч с некоторыми коллегами вы готовы безоговорочно согласиться со всеми утверждениями – лишь бы поскорее закончить, а на других встречах, даже если идут жаркие споры, вы не замечаете времени, и по окончании чувствуете удовлетворенность, хотя не все ваши предложения приняты?
А бывало ли такое, что вы подключались ко встрече, агрессивно отстаивали свою позицию и не давали коллегам слова сказать?

Как ни удивительно, любой сотрудник когда-либо примерял на себя каждую из ролей. Эти роли называются позиции в общении или позиции в коммуникации.
Три позиции в коммуникации
Модель поведения в той или иной позиции начинается с оценки себя и другого в определенной ситуации, а потом уже переходит во внешние проявления
Позиция сверху
Если кратко, основной посыл человека, находящегося в этой позиции, - «Я круче, чем мой собеседник, независимо от того, как это на самом деле»

Человек в такой позиции обычно уверен в непогрешимости своего мнения и своей власти (возможно и реальной, но часто - выдуманной). Такой человек принимает вальяжную позу, жесты его резки, он постоянно перебивает оппонентов, пренебрежительно усмехается, обесценивает, использует уничижительные слова. Он транслирует скрыто и даже открыто: «Есть два мнения: мое и неправильное». Если с таким человеком не согласны, ему все равно. Он продолжает делать по-своему.

Позиция «сверху» при личном общении это естественная защита при низкой самооценке. Но такая коммуникация непродуктивна: она провоцирует конфликты, разрушает отношения.
Позиция снизу
Когда человек в позиции «снизу», он транслирует прямо противоположное: «Я слабее и хуже своего собеседника». Часто человек в позиции «снизу» заранее ставит себя в проигрышное положение.

При разговоре он зажат, как будто старается занять меньше места в пространстве. Часто он смотрит вниз, будто стесняется, говорит тихим голосом, со всем соглашается, постоянно кивает. Такой человек извиняется и оправдывается, просит разрешения там, где в этом нет необходимости, очень легко идет на уступки. Он моментально принимает точку зрения собеседника, если с ним не согласны.

Говорить, что у этого человека нет своей точки зрения, не совсем верно. Она у него есть, но из-за неуверенности в себе он боится даже обозначить ее.

У этой позиции есть ряд отрицательных моментов. Во-первых, у человека часто ее занимающего, постепенно накапливается чувство неудовлетворенности и ненависть к партнерам, с которыми он занимает такую позицию (особенный негатив – по отношению к партнеру, принуждающему к занятию такой позиции). Поэтому, рано или поздно, позиция «снизу» приводит либо к бунту человека ее занимающего, либо к появлению состояния хронической усталости.

Во-вторых, человек, занимающий позицию "снизу", провоцирует своего партнера занять позицию "сверху", а, следовательно, перевести диалог в менее конструктивное русло. В-третьих, при общении с человеком стоящим на позиции "снизу", как правило, возникает неприятное ощущение отсутствия полноценного контакта: участвуешь в диалоге, а кажется, читаешь монолог. Конфликта при таком общении может и не возникнуть, но и удовлетворения, скорее всего, никто не получит.
Позиция на равных
По сути, это единственная позиция, из которой можно вести конструктивный диалог. Здесь очень важно подчеркнуть, какие фразы-триггеры подскажут, что человек занимает именно эту позицию:

«Каждый может ошибаться».
«Мы поговорим и выясним, кто из нас прав».

Человек в этой позиции не измеряет свою правоту и значимость по отношению к другому, он считает другого достойным диалога, а правоту измеряет объективными вещами: наличием аргументов, документами, цифрами и другими доказательствами.

При разговоре с человеком в позиции «На равных» не возникнет ощущение монолога: он слушает, не перебивая, слышит собеседника и говорит в нужный момент либо задает вопросы. Он проявляет уважение к собеседнику и принимает решение тогда, когда получил максимум информации, а не руководствуясь тем, кто громче крикнл или статусом.

Он стремится убедить собеседника без манипуляций и скандалов, выяснить причины несогласия. И даже если не удалось переубедить своего визави, уважает и его несогласие или отказ что-то сделать.

При такой модели общения другому участнику не нужно защищаться. Он чувствует себя безопасно и комфортно, а значит, сможет услышать ваши доводы, и в результате будет принято решение, устраивающее обе стороны.
Три позиции в коммуникации
Модель поведения в той или иной позиции начинается с оценки себя и другого в определенной ситуации, а потом уже переходит во внешние проявления
Позиция сверху
Если кратко, основной посыл человека, находящегося в этой позиции, - «Я круче, чем мой собеседник, независимо от того, как это на самом деле»

Человек в такой позиции обычно уверен в непогрешимости своего мнения и своей власти (возможно и реальной, но часто - выдуманной). Такой человек принимает вальяжную позу, жесты его резки, он постоянно перебивает оппонентов, пренебрежительно усмехается, обесценивает, использует уничижительные слова. Он транслирует скрыто и даже открыто: «Есть два мнения: мое и неправильное». Если с таким человеком не согласны, ему все равно. Он продолжает делать по-своему.

Позиция «сверху» при личном общении это естественная защита при низкой самооценке.
Но такая коммуникация непродуктивна: она провоцирует конфликты, разрушает отношения.
Позиция снизу
Когда человек в позиции «снизу», он транслирует прямо противоположное: «Я слабее и хуже своего собеседника». Часто человек в позиции «снизу» заранее ставит себя в проигрышное положение.

При разговоре он зажат, как будто старается занять меньше места в пространстве. Часто он смотрит вниз, будто стесняется, говорит тихим голосом, со всем соглашается, постоянно кивает. Такой человек извиняется и оправдывается, просит разрешения там, где в этом нет необходимости, очень легко идет на уступки. Он моментально принимает точку зрения собеседника, если с ним не согласны.

Говорить, что у этого человека нет своей точки зрения, не совсем верно. Она у него есть, но из-за неуверенности в себе он боится даже обозначить ее.

У этой позиции есть ряд отрицательных моментов. Во-первых, у человека часто ее занимающего, постепенно накапливается чувство неудовлетворенности и ненависть к партнерам, с которыми он занимает такую позицию (особенный негатив – по отношению к партнеру, принуждающему к занятию такой позиции). Поэтому, рано или поздно, позиция «снизу» приводит либо к бунту человека ее занимающего, либо к появлению состояния хронической усталости.

Во-вторых, человек, занимающий позицию "снизу", провоцирует своего партнера занять позицию "сверху", а, следовательно, перевести диалог в менее конструктивное русло. В-третьих, при общении с человеком стоящим на позиции "снизу", как правило, возникает неприятное ощущение отсутствия полноценного контакта: участвуешь в диалоге, а кажется, читаешь монолог. Конфликта при таком общении может и не возникнуть, но и удовлетворения, скорее всего, никто не получит.
Позиция на равных
По сути, это единственная позиция, из которой можно вести конструктивный диалог. Здесь очень важно подчеркнуть, какие фразы-триггеры подскажут, что человек занимает именно эту позицию:

«Каждый может ошибаться».
«Мы поговорим и выясним, кто из нас прав».

Человек в этой позиции не измеряет свою правоту и значимость по отношению к другому, он считает другого достойным диалога, а правоту измеряет объективными вещами: наличием аргументов, документами, цифрами и другими доказательствами.

При разговоре с человеком в позиции «На равных» не возникнет ощущение монолога: он слушает, не перебивая, слышит собеседника и говорит в нужный момент либо задает вопросы.
Он проявляет уважение к собеседнику и принимает решение тогда, когда получил максимум информации, а не руководствуясь тем, кто громче крикнл или статусом.

Он стремится убедить собеседника без манипуляций и скандалов, выяснить причины несогласия.
И даже если не удалось переубедить своего визави, уважает и его несогласие или отказ что-то сделать.

При такой модели общения другому участнику не нужно защищаться. Он чувствует себя безопасно и комфортно, а значит, сможет услышать ваши доводы, и в результате будет принято решение, устраивающее обе стороны.
Как применить полученные знания?
Как применить полученные знания?
Прежде всего, нужно проанализировать, в какой из трех позиций вы оказываетесь чаще всего. Проверьте себя по небольшому чек-листу:

Я всегда командую, со мной соглашаются, я не терплю возражений.
Я всегда со всем соглашаюсь: зачем провоцировать лишние конфликты?

Мы обмениваемся аргументами и в конце концов решаем вопрос без испорченного настроения и уж тем более – отношений.

Понимание Примерного соотношения ваших ролей поможет вам отслеживать текущее состояние во время встречи и выстраивать коммуникацию. Кроме того, вы сможете поработать с внешними проявлениями, например, избавиться от некоторых фраз и жестов.

Как повлиять на собеседников, находящихся в крайних позициях?
Сделать это вполне реально, хотя и не быстро.

Если оппонент в позиции «Сверху», ваша основная задача – подтвердить его значимость, но не правоту во всем. Но очень важно не уронить свое достоинство.

При диалоге с коллегой в позиции «снизу», вам нужно донести до него простую мысль: он также достоин уважения.
Прежде всего, нужно проанализировать, в какой из трех позиций вы оказываетесь чаще всего. Проверьте себя по небольшому чек-листу:

Я всегда командую, со мной соглашаются, я не терплю возражений.
Я всегда со всем соглашаюсь: зачем провоцировать лишние конфликты?

Мы обмениваемся аргументами и в конце концов решаем вопрос без испорченного настроения и уж тем более – отношений.

Понимание Примерного соотношения ваших ролей поможет вам отслеживать текущее состояние во время встречи и выстраивать коммуникацию. Кроме того, вы сможете поработать с внешними проявлениями, например, избавиться от некоторых фраз и жестов.

Как повлиять на собеседников, находящихся в крайних позициях?
Сделать это вполне реально, хотя и не быстро.

Если оппонент в позиции «Сверху», ваша основная задача – подтвердить его значимость, но не правоту во всем. Но очень важно не уронить свое достоинство.

При диалоге с коллегой в позиции «снизу», вам нужно донести до него простую мысль: он также достоин уважения.
Как повлиять на собеседников, находящихся в крайних позициях?
Сделать это вполне реально, хотя и не быстро.
Сделать это вполне реально, хотя и не быстро.
Позиция сверху
Если оппонент в позиции «Сверху», ваша основная задача – подтвердить его значимость, но не правоту во всем. Но очень важно не уронить свое достоинство.
Позиция снизу
При диалоге с коллегой в позиции «снизу», вам нужно донести до него простую мысль: он также достоин уважения.
Позиция сверху
Если оппонент в позиции «Сверху», ваша основная задача – подтвердить его значимость, но не правоту во всем. Но очень важно не уронить свое достоинство.
Позиция снизу
При диалоге с коллегой в позиции «снизу», вам нужно донести до него простую мысль: он также достоин уважения.
Осознанность
Чтобы ваша рабочая коммуникация была эффективной и доставляла меньше отрицательных эмоций, старайтесь общаться осознанно. Надеемся, советы, данные в этом материале, были вам полезны
Осознанность
Чтобы ваша рабочая коммуникация была эффективной и доставляла меньше отрицательных эмоций, старайтесь общаться осознанно. Надеемся, советы, данные в этом материале, были вам полезны