На сайте ведутся технические работы
Креативность: как приручить дракона
Развитие навыков креативного мышления
7 актуальных методик
для прокачки вашей
креативности
  • Мозговой штурм
    Метод решения задач, в котором после постановки задачи участники генерируют максимально
    возможное количество способов её решения, даже самых нелепых и фантастических, а потом
    оценивают получившиеся варианты и выбирают из них лучшие, которые могут быть
    реализованы на практике. Можно дополнять и развивать идеи, предложенные другими
    участниками.
  • Одиночный мозговой штурм
    Похож на классический мозговой штурм, только здесь генерировать
    и оценивать идеи надо в одиночку.
    1. Записываем по 1 идее на карточке, без оценки и критики
    2. Сортируем карточки (свободные ассоциации)
    3. Рассматриваем идеи под разными углами, критикуем их, предлагая противоположные
  • Метод от обратного
    Фокус на недостатках товара или услуги, препятствиях, которые
    возникают на пути клиента, самых страшных последствиях,
    которые могут случиться при использовании продукта.
    Например:
    • Как плохо мы должны обслуживать клиентов, чтобы они от нас уходили?
    • Как сделать такую плохую лекцию, чтобы слушатели выходили из вебинара через две секунды?
  • Мозговой штурм метод 6—3—5
    1. В течение 5 минут 6 человек пишут по 3 идеи каждый
    2. Участники обмениваются карточками с идеями, дополняя мысли друг друга
    3. Участники анализируют свои идеи и критически оценивают их. Можно адаптировать идеи, сочетать их друг с другом, добавлять что-то новое к уже предложенным.
  • Мозговой штурм SCAMPER
    Четко обозначаем проблему/ задачу → Задаём на каждом этапе решения задачи вопросы SCAMPER:
    S — substitute = заменить.
    • Что можно заменить? Может быть заменить ингредиент?
    • Или материал? Как насчет замены подхода? Может быть изменить точку зрения?
    • Способ мышления?

    C — combine = комбинировать.
    • Можно ли скомбинировать функции?
    • Можно ли сочетать элементы между собой иначе? А с другими предметами?
    • Может объединить вашу идею с идеей кого-то еще? А как насчет идеи из другой области?

    A — adapt = адаптировать.
    • На что еще похож ваш предмет? Какие ассоциации возникают?
    • Что можно скопировать у других? А частично
    • Может, посмотреть на другие сферы?
    • Как ваша проблема выглядела бы в космосе? Со стороны науки? Театра? Может быть, посмотреть на природу? Что можно взять из мира растений? Животных? Погоды?
    • Есть ли проблема, которая похожа или связана с вашей и уже решена? Что из этого можно применить у вас?

    M — modify — модифицировать.
    • Что можно добавить?
    • Можно ли изменить смысл? Назначение? Принцип действия? Параметры? Границы? Характер?
    • Как можно привнести больше преимуществ? Усилить существующие?

    P — put to other uses — предложить другое применение.
    • Можно ли использовать это иначе?
    • Можно ли заставить это делать больше функций? А другие функции?
    • Какой способ применения этого предложил бы 6-летний ребенок? А подросток 14 лет? Бабушка
    • Как это использовать на других рынках? В других регионах? В других странах?
    • Какие стереотипы есть о предмете (или проблеме)? Можно ли от них избавиться? Как?
    • Какой самый необычный способ применить это? Решить эту проблему?
    • Как эту проблему будут решать через 10 лет? А через 100 лет?

    E — eliminate — устранить.
    • Можно ли что-то уменьшить? Ужать? Упростить? Сделать компактнее?
    • Можно ли разделить предмет или проблему? Разобрать на функции? На составные части? Чего не хватает? В чем нет необходимости?
    • В чем не присутствует проблема? Что будет, если ничего не делать? Оставить все, как есть?

    R — reverse = поменять на противоположность.
    • Что произойдет, если вы поменяете местами части? Компоненты? Функции?
    • Что будет, если поменять местами достоинства и недостатки?
    • Можно ли пройти путь наоборот? От ответа к вопросу?
  • Мозговой штурм 6 шляп
    Процесс мышления представлен в виде шести метафорических шляп, каждую из которых нужно «примерять / надевать» поочередно:

    Белая шляпа – это режим фокусировки внимания
    на всей информации, которой мы обладаем: факты
    и цифры. Также помимо тех данных, которыми
    мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно
    сосредоточится на возможно недостающей,
    дополнительной информации, и подумать
    о том, где ее раздобыть.
    Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.
    Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом
    этапе выскажите все интуитивные догадки. Люди
    делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение,
    радость и т.д.), возникающими при мысли о том
    или ином решении или предложении. Здесь также
    важно быть честным, как с самим собой, так
    и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
    Желтая шляпа - позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи.
    Черная шляпа - полная противоположность желтой.
    В этой шляпе на ум должны идти исключительно
    критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.).
    Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности,
    поиска альтернатив и внесения изменений.
    Рассматривайте все возможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
    Синяя шляпа – шестая шляпа мышления, в отличие
    от пяти других, предназначается для управления
    процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания.
  • Метод 3G (goal — gap — gain)
    1. Ставим цель (goal)
    2. Определяем, позволяет ли наша цель (продукт) восполнить какой-то недостающий фрагмент пазла в жизни общества
    3. Отвечаем на вопрос: что получит общество, приобретая наш продукт
    4. Как изменится жизнь человека? Что получим мы как компания?